Дом компании Зингер(Дом Книги) |
|
Фасада бывшего Дома компании Зингер облицован коричневато-красным и серым гранитами из Швеции. Это здание является примером использования еще одного, редкого во внешнем убранстве города камня - украинского лабрадорита. Из него выполнены доски-филенки в простенках двух нижних этажей. |
Часовой салон Буре |
|
Здание служит ярким примером современного вмешательства человека в исторический образ города. Одна часть здания сегодня богато декорирована разнообразными по цвету гранитами, а другая имеет первоначальный вид. |
Торговый дом Мертенса . |
|
Сплошная облицовка и оформление фасада бывшего Торгового дома Мертенса (Невский пр., 21) выполнены из плит, блоков с резными деталями из темно-серого эзельского известняка из Эстонии. Во дворе дома на небольшом постаменте сидит медведь с земным шаром в лапах, изваянный из того же камня как символ Торгового дома - фирмы по продаже мехов и меховых изделий. |
По Большой Морской улице к Исаакиевской площади . |
|
Природным камнем богато декорированы фасады бывших банков, магазинов, особняков и других зданий на Большой Морской улице. В наших книгах 1993 и 1997 годов имеется специальное описание зданий этого района. |
Б. Морская, 14 . |
|
Колонны подъезда этого здания выполнены из серпентинита, или, так называемого, левантийского мрамора. Эта горная порода редко использовалась для внешних декоративных работ в городе.
Русский торгово-промышленный банк
Это величественное здание (Б. Морская, 15) сплошь отделано серым ништадским гранитом, из того же гранита высечены все скульптурные элементы здания. |
Б. Морская, 22 . |
|
В облицовке фасада здания использованы красные и серые радомские (польские) песчаники. Из серого песчаника вырезан и герб Санкт-Петербурга (картуш на фронтоне здания). |
Магазин Фаберже. |
|
Цоколь этого здания (Б. Морская, 24), колонны и облицовка всего фасада выполнены из красного гангутского гранита. Различная фактура обработки камня создает впечатление постепенного перехода от темной и тяжеловесной нижней части здания к более легкой и светлой верхней. |
Русский внешнеторговый бан. |
|
Фасад этого здания (Б.Морская, 32) целиком облицован цветными (красным, зеленым и желтым) вюртембергскими песчаниками из Германии. Обратим внимание на достаточно плохое состояние отдельных блоков песчаника в фасаде здания - результат разнообразных и сложных процессов разрушения природного камня в условиях городской среды. |
Б. Морская, 35 . |
|
Красота и оригинальность этого здания во многом определяется сочетанием черных полированных блоков габбро (нижняя часть здания), красного гангутского (первый этаж) и серовато-розового (из месторождения Ковантсари) (верхние этажи) гранитов. Майоликовые композиции по рисункам Н.К. Рехиха, придававшие зданию еще более торжественный вид, к сожалению в годы блокады были почти полностью утрачены. |
Гостиница “Астория” . |
|
Два нижних этажа гостиницы облицованы розовым и розовато-серым гранитом из месторождения “Антреа”, из того же гранита высечены овальные медальоны с масками, гирляндами и стилизованными вазами, которыми декорированы фасады. |
Памятник Николаю I . |
|
Пьедестал памятника поставлен на высоком стилобате из красного гранита-рапакиви. Нижняя часть пьедестала выполнена из серого сердобольского гранита, средняя высечена из малиново-красного шошкинского кварцита. Верхняя часть сделана из белого итальянского мрамора, в настоящее время первоначальный цвет камня почти не удается рассмотреть из-за сине-зеленых потеков - продуктов окисления бронзы в скульптуре памятника. |
Фасады бывшего здания Германского посольства (Б. Морская, 41) облицованы толстыми плитами красного однородного гранита из Швеции. Грубая сила, исходящая от здания, явилась одной из причин, по которой тяжелая скульптурная группа - бронзовые изваяния двух юношей, держащих коней - была сброшена с крыши патриотически настроенной толпой в 1914 году, сразу после объявления Германией войны России.
. |
Конногвардейский манеж. |
|
Цоколь манежа (как и большинства зданий в центральной части города) выложен из плитчатого известняка или путиловской плиты, базы колонн портика, ступени и стилобат - гранитные. Вход в манеж украшают скульптурные группы братьев Диоскуров - сыновей Зевса, исполненных из белого каррарского мрамора. От имен мифологических братьев-близнецов Поллукса и Кастора получили свои названия и два, часто вместе встречающихся в природе минерала - поллуцит и касторит (старое название петалита). Рядом с Манежем установлены две колонны из сердобольского гранита со статуями богини победы. |
Исаакиевский собор. |
|
Величие и роскошь, соответствующие главному православному храму страны, предопределили его богатое каменное убранство. Стены собора облицованы плитами светло-серого рускеальского мрамора, часть из которых еще во время первой реставрации была заменена вставками итальянского мрамора “бардиллио”. Иначе сорбирующие пыль и копоть более темные плитки итальянского мрамора сегодня отчетливо выделяются на фоне более светлого рускеальского мрамора. Особым богатством и разнообразием природного камня поражает внутреннее убранство собора, здесь мы видим и насыщенно-зеленый уральский малахит и темно-синий бадахшанский лазурит, малиново-красный шокшинский кварцит и черный аспидный сланец, разнообразные по цвету и рисунку мраморы и серпентиниты. Из пород камня, использованных при отделке собора, исполнен и бюст Огюста де Монферана. |
Медный всадник. |
|
Постамент самого знаменитого монументального памятника Петербурга является гранит - Гром-камень. При внимательном осмотре видна, что постамент состоит из трех различных по размеру блоков. Однородность камня нарушается также тонким прожилком более крупнозернистого минерального агрегата, это пегматит. |
Адмиралтейство и Александровский сад. |
|
Главный вход в Адмиралтейство украшают вытесанные из пудостского туфа морские нимфы, поддерживающие земную и небесную сферы. Пьедесталами для них служат блоки гранита-рапакиви. В отделке фасада здания Адмиралтейства использованы гранит и путиловский известняк.
Из плит и фигурных блоков сердобольского гранита сооружен большой фонтан в Александровском саду. Вокруг него на пьедесталах из гранита установлены бюсты М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки, А.М. Горчакова. Гранит-рапакиви использован и в памятнике Н.М. Пржевальскому. Статуи Флоры и Геркулеса, изваянные из белого мрамора, также находятся на высоких постаментах из розового гранита-рапакиви. Несколько лет назад плитами гранита-рапакиви из Финляндии покрыты тротуары Адмиралтейского проспекта.
Александровская колонна
Композиционным центром Дворцовой площади является Александровская колонна, ее ствол является уникальным монолитом, высеченным из розового гранита-рапакиви. |
Через дворы Капеллы и по Большой и Малой Конюшенным улицам . |
|
Через недавно отреставрированные дворы Капеллы и прилегающих к ней домов попадаем на Б. Конюшенную улицу к доходному дому Н.А. Мельцера (дом 19). Затем, по Шведскому переулку выходим на М. Конюшенную к жилому дому при Шведской церкви (дом 1-3). В облицовке фасадов этих зданий широко использован талько-хлоритовый, или мыльный (горшечный) камень - один из популярнейших камней эпохи модерна. Невысокая твердость делала его отличным материалом для резьбы, примеры которой видны и в названных зданиях. По гранитным плитам Малой Конюшенной, являющейся сегодня пешеходной зоной, выходим на Невский проспект и к станции метро. |