КАФЕДРА
СТУДЕНТАМ
СОТРУДНИКИ
ИСТОРИЯ
МУЗЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ
ВЫПУСКНИКИ
 
ФОТОАЛЬБОМ
ЭКСКУРСИИ on-line
 

Санкт–Петербургский государственный университет 
Геологический факультет

МАРШРУТ ВТОРОЙ on-line           содержание


Дом компании Зингер(Дом Книги)

Фасада бывшего Дома компании Зингер облицован коричневато-красным и серым гранитами из Швеции. Это здание является примером использования еще одного, редкого во внешнем убранстве города камня - украинского лабрадорита. Из него выполнены доски-филенки в простенках двух нижних этажей.

Часовой салон Буре

Здание служит ярким примером современного вмешательства человека в исторический образ города. Одна часть здания сегодня богато декорирована разнообразными по цвету гранитами, а другая имеет первоначальный вид.

Торговый дом Мертенса .

Сплошная облицовка и оформление фасада бывшего Торгового дома Мертенса (Невский пр., 21) выполнены из плит, блоков с резными деталями из темно-серого эзельского известняка из Эстонии. Во дворе дома на небольшом постаменте сидит медведь с земным шаром в лапах, изваянный из того же камня как символ Торгового дома - фирмы по продаже мехов и меховых изделий.

По Большой Морской улице к Исаакиевской площади .

Природным камнем богато декорированы фасады бывших банков, магазинов, особняков и других зданий на Большой Морской улице. В наших книгах 1993 и 1997 годов имеется специальное описание зданий этого района.

Б. Морская, 14 .

Колонны подъезда этого здания выполнены из серпентинита, или, так называемого, левантийского мрамора. Эта горная порода редко использовалась для внешних декоративных работ в городе. Русский торгово-промышленный банк Это величественное здание (Б. Морская, 15) сплошь отделано серым ништадским гранитом, из того же гранита высечены все скульптурные элементы здания.

Б. Морская, 22 .

В облицовке фасада здания использованы красные и серые радомские (польские) песчаники. Из серого песчаника вырезан и герб Санкт-Петербурга (картуш на фронтоне здания).

Магазин Фаберже.

Цоколь этого здания (Б. Морская, 24), колонны и облицовка всего фасада выполнены из красного гангутского гранита. Различная фактура обработки камня создает впечатление постепенного перехода от темной и тяжеловесной нижней части здания к более легкой и светлой верхней.

Русский внешнеторговый бан.

Фасад этого здания (Б.Морская, 32) целиком облицован цветными (красным, зеленым и желтым) вюртембергскими песчаниками из Германии. Обратим внимание на достаточно плохое состояние отдельных блоков песчаника в фасаде здания - результат разнообразных и сложных процессов разрушения природного камня в условиях городской среды.

Б. Морская, 35 .

Красота и оригинальность этого здания во многом определяется сочетанием черных полированных блоков габбро (нижняя часть здания), красного гангутского (первый этаж) и серовато-розового (из месторождения Ковантсари) (верхние этажи) гранитов. Майоликовые композиции по рисункам Н.К. Рехиха, придававшие зданию еще более торжественный вид, к сожалению в годы блокады были почти полностью утрачены.

Гостиница “Астория” .

Два нижних этажа гостиницы облицованы розовым и розовато-серым гранитом из месторождения “Антреа”, из того же гранита высечены овальные медальоны с масками, гирляндами и стилизованными вазами, которыми декорированы фасады.

Памятник Николаю I .

Пьедестал памятника поставлен на высоком стилобате из красного гранита-рапакиви. Нижняя часть пьедестала выполнена из серого сердобольского гранита, средняя высечена из малиново-красного шошкинского кварцита. Верхняя часть сделана из белого итальянского мрамора, в настоящее время первоначальный цвет камня почти не удается рассмотреть из-за сине-зеленых потеков - продуктов окисления бронзы в скульптуре памятника.

Фасады бывшего здания Германского посольства (Б. Морская, 41) облицованы толстыми плитами красного однородного гранита из Швеции. Грубая сила, исходящая от здания, явилась одной из причин, по которой тяжелая скульптурная группа - бронзовые изваяния двух юношей, держащих коней - была сброшена с крыши патриотически настроенной толпой в 1914 году, сразу после объявления Германией войны России. .

Конногвардейский манеж.

Цоколь манежа (как и большинства зданий в центральной части города) выложен из плитчатого известняка или путиловской плиты, базы колонн портика, ступени и стилобат - гранитные. Вход в манеж украшают скульптурные группы братьев Диоскуров - сыновей Зевса, исполненных из белого каррарского мрамора. От имен мифологических братьев-близнецов Поллукса и Кастора получили свои названия и два, часто вместе встречающихся в природе минерала - поллуцит и касторит (старое название петалита). Рядом с Манежем установлены две колонны из сердобольского гранита со статуями богини победы.

Исаакиевский собор.

Величие и роскошь, соответствующие главному православному храму страны, предопределили его богатое каменное убранство. Стены собора облицованы плитами светло-серого рускеальского мрамора, часть из которых еще во время первой реставрации была заменена вставками итальянского мрамора “бардиллио”. Иначе сорбирующие пыль и копоть более темные плитки итальянского мрамора сегодня отчетливо выделяются на фоне более светлого рускеальского мрамора. Особым богатством и разнообразием природного камня поражает внутреннее убранство собора, здесь мы видим и насыщенно-зеленый уральский малахит и темно-синий бадахшанский лазурит, малиново-красный шокшинский кварцит и черный аспидный сланец, разнообразные по цвету и рисунку мраморы и серпентиниты. Из пород камня, использованных при отделке собора, исполнен и бюст Огюста де Монферана.

Медный всадник.

Постамент самого знаменитого монументального памятника Петербурга является гранит - Гром-камень. При внимательном осмотре видна, что постамент состоит из трех различных по размеру блоков. Однородность камня нарушается также тонким прожилком более крупнозернистого минерального агрегата, это пегматит.

Адмиралтейство и Александровский сад.

Главный вход в Адмиралтейство украшают вытесанные из пудостского туфа морские нимфы, поддерживающие земную и небесную сферы. Пьедесталами для них служат блоки гранита-рапакиви. В отделке фасада здания Адмиралтейства использованы гранит и путиловский известняк. Из плит и фигурных блоков сердобольского гранита сооружен большой фонтан в Александровском саду. Вокруг него на пьедесталах из гранита установлены бюсты М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.И. Глинки, А.М. Горчакова. Гранит-рапакиви использован и в памятнике Н.М. Пржевальскому. Статуи Флоры и Геркулеса, изваянные из белого мрамора, также находятся на высоких постаментах из розового гранита-рапакиви. Несколько лет назад плитами гранита-рапакиви из Финляндии покрыты тротуары Адмиралтейского проспекта. Александровская колонна Композиционным центром Дворцовой площади является Александровская колонна, ее ствол является уникальным монолитом, высеченным из розового гранита-рапакиви.

Через дворы Капеллы и по Большой и Малой Конюшенным улицам .

Через недавно отреставрированные дворы Капеллы и прилегающих к ней домов попадаем на Б. Конюшенную улицу к доходному дому Н.А. Мельцера (дом 19). Затем, по Шведскому переулку выходим на М. Конюшенную к жилому дому при Шведской церкви (дом 1-3). В облицовке фасадов этих зданий широко использован талько-хлоритовый, или мыльный (горшечный) камень - один из популярнейших камней эпохи модерна. Невысокая твердость делала его отличным материалом для резьбы, примеры которой видны и в названных зданиях. По гранитным плитам Малой Конюшенной, являющейся сегодня пешеходной зоной, выходим на Невский проспект и к станции метро.