КАФЕДРА
СТУДЕНТАМ
СОТРУДНИКИ
ИСТОРИЯ
МУЗЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ
ВЫПУСКНИКИ
 
ФОТОАЛЬБОМ
ЭКСКУРСИИ on-line
 

Санкт–Петербургский государственный университет 
Геологический факультет

МАРШРУТ ПЕРВЫЙ on-line           содержание


Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Цокольная часть храма облицована серо-черным амфиболитом и серым гранитом, в углублениях цоколя располагаются доски (плиты) из темно-красного шведского гранита. Наличники окон, дверей и другие архитектурные детали на фасадах выполнены из белого эстляндского мрамора (мраморизованного известняка), иначе кирновского камня. Внутреннее убранство собора поражает удивительным многообразием примененных сортов природного камня. Различные по цвету и рисунки мрамора и яшмы, розово-красный родонит (орлец) и синий лазурит, зеленый и темно-красный серпентинит (змеевик), фиолетово-серый порфир и темно-серый с голубовато-синими бликами лабрадорит умело сочетаемые с изумительной по красоте и уникальной по исполнению мозаикой создают неповторимый по цветовой гамме внутренний интерьер храма.

Михайловский (Инженерный) замок

Различные мраморы (тивдийский, рускеальский, ювенский, ревельский) и граниты (сердобольский и рапакиви), использованные для внешнего убранства замка, дополняются темно-малиновым шокшинским кварцитом во фризе южного фасада замка. Надеемся, что, проводимые сегодня реставрационные работы, вскоре заново откроют для нас некогда богатое каменное убранство внутренних интерьеров замка. Для геологов и минералогов интересно напомнить о том, что первое собрание по организации Императорского Минералогического общества в Санкт-Петербурге состоялось в 1816 году именно в Михайловском замке на квартире ставшего первым Директором этого Общеста Л.И. Панснера. Он же заведовал кафедрой минералогии и геогнозии Санкт-Петербургского университета в 1819-1822 годах.

Пантелеймоновская церковь и музей барона А.Л. фон Штиглица

Две большие мемориальные доски, установленные в нишах стены Пантелеймоновской церкви, выполнены из зеленого серпентинита с белыми карбонатными прожилками. Облицовка и все резные детали каменного декора фасада здания Музея А.Л. фон Штиглица (Соляной пер., 15) выполнены из радомского (польского) песчаника, цоколь здания - гранит-рапакиви.

Летний сад

Много природного камня хранит Летний сад — ваза из розового гранит-порфира у южного входа в сад, изящные произведения садовой скульптура, изваянные из мрамора, сердобольский гранит в постаменте памятника И.А. Крылову. Колонны, несущие знаменитую решетку и венчающие их вазы и урны вытесаны из розового гранита-рапакиви. Из такого же гранита выполнен постамент памятника Суворову. Он стоит вблизи Летнего сада у въезда на Троицкий мост.

Мраморный дворец

Дворец необычно широко декорирован как снаружи, так и внутри природным камнем. В фасадах дворца сочетаются красный гранит-рапакиви (облицовка нижнего цокольного этажа) и серый сердобольский гранит (стены второго и третьего этажей, наличники окон первого этажа, архитрав и верхний карниз). Разнообразны по цвету и рисунку мраморы: тивдийский (пилястры и полуколонны, фриз и высокий аттик), рускеальский (наличники окон второго и третьего этажей), ювенский (плиты-филенки над окнами второго этажа), уральский (гирлянды, укрепленные на плитах-филенках, базы и капители пилястр и колонн), итальянский (картуши на северном и южных фасадах, ваза на часовой башне и две фигуры по ее сторонам, а также вазы и военные арматуры, находящиеся на столбах садовой решетки) ревельский (вазы на краю крыши, в настоящее время отсутствуют). Богато и каменное убранство интерьеров дворца.

Дом графа Ф.А. Апраксина, Миллионная ул., 32

Колонны в портике дома выполнены из ювенского мрамора.

Новый Эрмитаж

К одним из наиболее любимых символов Санкт-Петербурга относятся фигуры атлантов, украшающие портик Нового Эрмитажа. Они высечены из серого сердобольского гранита и стоят на постаментах из гранита-рапакиви. Из сердобольского гранита изваяны также и гермы в окнах второго этажа. В портике Эрмитажа использован еще один традиционный в архитектуре города природный камень кирновский мраморизованный известняк (пилоны, фриз и колонки балкона в портике главного входа, а также наличники окон Нового Эрмитажа и корпуса лоджей Рафаэля вдоль Зимней канавки). Огромные по объему и затраченным средствам реставрационные работы, выполненные в 2000 году, существенно преобразили здание Нового Эрмитажа. Вместе с тем, весь кироновский камень и путиловская известняковая плита были закрашены под вид штукатурки. Так под краской исчезла природная красота камня, его естественный цвет и фактура.

Александровская колонна

Уникальный по размерам монолит розового финского гранита-рапакиви Александровской колонны является всем известной достопримечательностью города. В поверхности колонны и постамента удобно рассмотреть овоидальное крупнозернистое строение гранита. Тут его легко сравнить с другим гранитом-рапакиви - из нового месторождения “Возрождение”. Плитами последнего частично выложена Дворцовая площадь.

Генеральный штаб

Массивный цоколь облицован гранитом-рапакиви, при этом под зданием бывшего Генерального штаба, справа от арки гранит светло-серого цвета, а слева от арки под зданием бывших министерств Внутренних дел и Финансов - розово-красный.

Азовско-Донской коммерческий банк

Фасад здания бывшего Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская, 3-5), включая скульптурные элементы, исполнен измелкозернистого темно-серого гранита. В оформлении главного входа использован бело-черный плагиогнейс.

Казанский собор

Благодаря особому богатству и разнообразию своего каменного внешнего и внутреннего убранства Казанский собор может являться объектом самостоятельной экскурсии. Цоколь собора и его колоннад выложен из огромных блоков сердобольского гранита. Из плит красно-розового гранита рапакиви сделаны лестницы, ведущие на колоннаду. Из рускеальского мрамора выполнен резной портал северных дверей храма. Балюстрада наверху колоннады и облицовка аттика сделаны из ревельского известняка. Среди такого разнообразия материалов, необходимо особо выделить пудосткий туф (травертин). Из него собраны колонны и пилястры собора, выполнены барельефы на библейские сюжеты в аттиках колоннад.